|
|
Главная »» Авторы »» Джон ДоннДжон Донн(DONNE John, 1572–1631) Нет человека, что был бы сам по себе, как остров; каждый живущий – часть континента; и если море смоет утес, не станет ли меньше вся Европа – на каменную скалу, на поместье друзей, на твой собственный дом. Смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством. А потому никогда не посылай узнать, по ком звонит колокол: он звонит и по тебе Джон Донн «Обращения к Господу в час нужды и бедствий», Медитация XVII
ДЖОН ДОНН — английский поэт. Крупнейшая фигура среди английских писателей начала XVII века. Он стал известен более или менее широкому кругу читателей лишь в конце XVII века. Джон Донн родился в Лондоне между 23 января и 19 июня 1572 года. Отец его — преуспевающий купец, торговец скобяными товарами — умер, когда Джону не было и четырех лет. Мать — дочь поэта и драматурга Д. Хейвуда среди предков которой был и Т. Мор знаменитый гуманист эпохи Возрождения, автор «Утопии». В семье будущий поэт получил строгое католическое воспитание, в двенадцатилетнем возрасте поступил в Харт-Холл Оксфордского университета, а тремя годами позже перебрался в Кембридж. Ни в одном из этих университетов он не получил ученой степени. Похоже, что и его раннее поступление в университет, и отказ от формального образования объясняются нежеланием присягать на верность Англиканской церкви, что требовалось от соискателя ученой степени, но было немыслимо для католика. Оставив университет, Донн какое-то время путешествовал по Италии и Испании, а в 1591 году поступил в юридическую корпорацию «Тейвис инн», которую в то время часто называли третьим университетом. Годом позже он перешел в «Линкольнз инн» и оставался там около трех лет. В 1596–1597 годах Донн в числе «джентльменов-добровольцев» из золотой молодежи отправился за популярным в народе графом Эссексом в пиратскую экспедицию против порта Кадис, а затем в злополучный «Островной поход» на Азоры, затеянный ради перехвата возвращавшихся из Америки испанских кораблей с сокровищами. В последующие четыре года Донн сделал успешную карьеру в Лондоне и в 1601 году даже стал членом парламента. Не напечатав ни единой сочиненной строки, он прослыл поэтом; вызывали восхищение его прозаические «Парадоксы и проблемы» (Paradoxes and Problems, 1600) и попытки возродить такие классические формы, как эпиграмма, любовная элегия, сатира и стихотворное послание. В январе 1602 года Донн тайно женился на семнадцатилетней Энн Мор. Отец Энн постарался, чтобы новоиспеченный зять оказался в тюрьме и лишился места на службе у лорда-хранителя печати. Выйдя из тюрьмы, Донн остался не у дел, а полученное им солидное наследство почти полностью иссякло. Годы с 1602 по 1615 выдались суровыми и беспросветными: Донн тщетно искал достойного применения своим талантам. Энн родила ему 12 детей, семеро из них пережили свою мать, которая умерла в 1617 году. Первые несколько лет семья жила в графстве Суррей у родственников Энн, а в 1605 году перебралась в Митчем, недалеко от Лондона. Донн долго и основательно изучал церковное право, богословие и историю церкви и в 1605–1607 годах помогал Т. Мортону, впоследствии епископу Даремскому, в написании полемических сочинений против католичества. Не позже 1607 года Мортон пообещал Донну хороший приход, если тот примет духовный сан, но Донн по-прежнему рассчитывал на светскую карьеру. Он пробовал получить место секретаря — сначала в Ирландии, затем в Виргинии, или пост посла в Гааге или Венеции, но безуспешно. Тогда же были написаны многие шедевры его любовной лирики, большая часть религиозных стихотворений и немало изощренных комплиментарных эпистол. Постепенно его поэзия удаляется от былых ренессансных тем, и ее основными образами становятся жалкий, грешный, легкомысленный человек, раб божий, и всемогущее, всевидящее начало, к которому направлены помыслы лирического героя поэта, измученного сомнениями в себе и в тех гуманистических идеях, которые еще недавно были для него святыней. Первое опубликованное сочинение Донна «Мнимый мученик» (Pseudo-Martyr) вышло в 1610 году с посвящением королю Якову. Это блестящая защита присяги на верность короне, вмененной католикам в обязанность после Порохового заговора (1605). За этот труд Донн был награжден почетной степенью магистра искусств Оксфордского университета, и король открыто заявил, что Донн может рассчитывать на повышение по службе, если изберет церковное поприще. В том же году Донн обрел покровителя в лице Р. Друри. С ноября 1611 года по август 1612 Донн ездил с Друри за границу и по возвращении перевез семью в дом на Друри-лейн, где жил до 1621 года. Созданные между 1611 и 1615 годами «Опыты в богословии» (Essays in Divinity) производят впечатление труда, написанного человеком, вполне подготовленным к служению. 23 января 1615 года Донн был рукоположен в сан диакона и священника. Король Яков назначил его одним из своих капелланов и позаботился о том, чтобы Кембриджский университет удостоил Донна степени доктора богословия. В 1616 году ему предоставили одну из почетнейших кафедр в Лондоне — преподавателя богословия для старшин юридической корпорации «Линкольнз Инн». Если юный Донн погружался в литературную традицию античности и мыслил образами античной поэзии, то в более зрелом возрасте, уйдя в традицию схоластической церковной словесности, поэт подчинил ей свои парадоксы. На вопрос: «Почему природа есть наш наихудший вожатый?» — он отвечал вполне в духе Алкуина: «Может ли она быть вожатым всех творений земных, если сама была сотворена?» В конце 1621 года король назначил его настоятелем собора Св. Павла. В годы служения в церкви он писал мало стихов, зато в 1624 году опубликовал полные напряжения, психологически проницательные «Обращения к Господу в час нужды и бедствий» (Devotions Upon Emergent Occasions) — отчет о едва не ставшем роковым недуге, перенесенном им в 1623 году. Болезнь послужила автору зеркалом духовного состояния человека и его зависимости от милости Божией. Умер Донн в Лондоне 31 марта 1631 года. Донн завещал сыну более 160 своих проповедей, и тот выпустил их в свет в трех томах. Проповедуя, Донн предпочитал увещевания и призывы к нравственному очищению рассуждениям о противоречиях в вероучении, столь характерным для Англиканской церкви. Несмотря на педантичный, научный анализ Писания и иногда латинизированный синтаксис и лексику, в проповедях узнаются те же живые ритмы и богатая образность, что и в его стихах. Наряду с «Обращениями» проповеди Донна обеспечили ему непреходящую славу одного из величайших мастеров английской прозы. Донн опубликовал лишь немногие из своих стихотворений. Стихи сочинялись в расчете на избранный круг: они очень личные по интонации, в них много намеков и других приемов, характерных для живой речи светского собеседника. С влиянием Донна связывают целую школу английской поэзии середины XVII века, называемую иногда «школой остроумия» («school of wit»), иногда — школой «поэтов-метафизиков». «Метафизической школой» последователей Донна назвал впервые Дж. Драйден. Это определение повторил известный филолог XVIII века С. Джонсон, и оно закрепилось за группой поэтов XVII века, для творчества которых характерны атмосфера мистицизма, религиозно-этические искания, поэтическое самоуглубление.
ЛИТЕРАТУРА Горбунов А.Н. Джон Донн и английская поэзия 16–17 вв. М., 1993. Донн Д. Избранное. М., 1994 Макуренкова С.А. Джон Донн: поэтика и риторика. М., 1994
|