Издательство Энигма Издательство Энигма Издательство Энигма
Новости
Книги
Основные серии
Темы
План выпуска
Авторы
Рейтинги
Как нас найти
Где купить
Книга почтой
Гостевая книга
Обратная связь



ПОИСК




Rambler's Top100

Построено
DraKmoR design group,
Москва, 2002 г.

Главная »» Книги »» История человечества и мировоззрения культурных народов


Рудольф Штайнер
«История человечества и мировоззрения культурных народов»

7 История человечества и мировоззрения культурных народов

Серия: «Р. Штайнер. Доклады для строителей Гетеанума»
Обложка: твердая, 7Бц
Иллюстрации: ч/б
Формат: 84х108/32
Перевод: с немецкого
Дополнительно: ПСС. Т. 353


Перевод Демидова А.А.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение Марии Штайнер

Первая лекция. Дорнах, 1 марта 1924 г.

Воздействие кладбищенской атмосферы на человека. Мировоззрение древних индусов, египтян, вавилонян и евреев

Липы и каштаны как компенсация вредных воздействий кладбища. Если человек живет в лесу, его формообразующие силы укрепляются; если же он живет у кладбища, то становятся сильнее силы, разрушающие человека. Стремление думать точнее. Вред причиняют трупы, находящиеся на кладбище. Крестьянская смекалка возрастает под влиянием кладбищенской атмосферы. Атмосфера виноградных лоз тоже является компенсирующим фактором. Запах цветущей липы и запах каштановых деревьев в большей степени оживляет астральное тело, атмосфера виноградных лоз в большей степени оживляюще действует на “Я”. Кладбище за пределами города. На эфирное тело особенно действует вода, взятая из окрестных мест. Компенсирующее воздействие углекислых вод по отношению к отравленным водам кладбища. Похоронные церемонии. Ганди. Багдадская дорога. Индийские касты. Египетская теократия. Тайны древней индийской мудрости. Индусы рассматривали физическое тело духовно. Овладение природой у египтян. Осирис, Тифон и Исида.

Египтяне приходили к эфирному телу и принимали его за дух. Египетские мумии. Вавилонская астрономия. Вавилоняне духовным образом открывали астральное тело. Евреи хотели иметь дело только с невидимым Богом. Евреи подходили к “Я” как к духовному началу и называли его Яхве.

Вторая лекция. 5 марта 1924 г.

Сверхфизические связи в человеческой жизни. Эллинизм и христианство

Первоначальное значение празднования масленицы и следствия из него. Сверхфизические связи при сбраживании вина, радиотелеграфировании, рождении братьев и сестер — близнецов. Животные как предвестники природных катастроф. Предсказания умирающего. Влияние одного человека на другого. Натурфилософия в Греции. Представления о человеке у древних народов. Мистерия Голгофы на фоне греко-римского окружения. Человек является существом, которое происходит из духовного мира и которое после смерти снова возвращается назад в духовный мир. Иисус и Христос. В мистериальных центрах культ и обучение были тесно связаны. «Отец» и «дети». Сын Божий и сын человеческий. Что пришло в мир благодаря Иисусу Христу. Тайные подобия в речи.

Третья лекция. 8 марта 1924 г.

Вступление христианства в античный мир и мистерии

Греческая культура в Нижней Италии. Ромул и разбойничье римское государство. Этруски. Тацит об Иисусе Христе. Первоначальное свободное развитие в христианстве. Катакомбное христианство. Слияние христианства с внешней государственной и мировой властью. Мистерии и семь ступеней посвящения; ворон, оккультист, защитник, сфинкс, народная душа, солнечный человек и «Отец». Что важнее всего в Христе Иисусе: то, что Он является солнечной Истиной, то, что Он учит солнечному Слову. То, что совершилось при смерти Христа, было повторением того, что всегда происходило в культе, в мистериях, прежде чем появился мир. Понятие солнечного человека и понятие Отца.

Четвертая лекция. 12 марта 1924 г.

Звездная мудрость, религии Луны и Солнца

Зависимость земных событий от всего мира в связи с Мистерией Голгофы. Древнееврейская религия. Лунные воздействия на человека. Особый духовный склад евреев. Христос Иисус — дваждырожденный: в Иисуса из Назарета вошло как вторая личность Солнечное Существо, Христос. Ковчег. Иисус из Назарета: последний человек, который еще испытывал влияние Солнца. Христианство как солнечная религия. Необычайная революция, произведенная Иисусом Христом: то, что раньше скрывалось в Мистериях, Он представил перед всем миром. Юлиан Отступник. Генрих II и соперничающая с ним Римская Католическая Церковь, Ecclesia catholica non romana. Крестовые походы. О настоящем христианстве. О монашестве, которое древней церковью лишь терпелось. Величайшей идеей христианства является нисхождение солнечных сил на Землю.

Пятая лекция. 15 марта 1924 г.

Как выглядела Европа ко времени распространения христианства?

О древнем кельтском населении Европы и о наступающих на Запад кочевых азиатских народах. Тацит и его сочинение “Германия”. Древние греки видели природу, северные народы видели природных духов; греки строили храмы для богов, люди на Севере поклонялись своим богам на горах и в лесах. Распространение поверхностного внешнего христианства в Европе. Перевод Библии Вульфилы. Три главных занятия германских народов. Какими путями христианство было принесено в Европу, и в какой форме распространилось оно среди германских народов. Возникновение романских и германских языков.

Шестая лекция. 19 марта 1924 г.

Троица, три формы христианства и ислам. Крестовые походы

В восточном христианстве — первой форме христианства — культ занимает более значительное место, нежели учение; римское христианство — вторая форма христианства — тоже основано на культе, но гораздо большее значение придает учению. Ислам и его основной закон: есть только один Бог. Троичность Отца, Сына и Святого Духа; Божественность Отца присутствует в природе повсюду; Божественность Сына присутствует там, где человек развивает свободную волю; третьим Лицом является Божественность Духа, которая снова освящает и одухотворяет волю. Эти три Божественные Ипостаси (Лица) суть одно и действуют в человеке как Единство. Фатализм и магометанство. Карл Великий. Гарун аль-Рашид. Духовный элемент, благодаря которому развилась наука, пришел в Европу с магометанством. Борьба между христианством и магометанством. В восточном христианстве больше выражается Бог-Отец. Великий раскол в Церкви. Арабы и их ярко выраженная естественная (природная) религия. Присущая туркам специфическая особенность рассматривать Бога перешла в магометанство. Крестовые походы являлись выражением борьбы между христианством и подвергнувшемуся тюркизму магометанству. Древняя наука Ближнего Востока была принесена на Запад благодаря крестовым походам. Третья форма христианства — евангелическое христианство, в основе которого лежит импульс изучать христианство посредством внутренней жизни. Лютер и Гус. Изучение Евангелия. Истинное христианство больше не понимается ни в одной из трех форм христианства.

Седьмая лекция. 26 мая 1924 г.

Представления о Христе в древнее и новое время

Христос как Пастырь добрый. Распятый. Христос как внеземное Существо и догмат о непорочном зачатии. Трихотомия как еретическое воззрение в средние века. Агнец Божий. Ковчег. Полумесяц у турок. Спор на Тайной Вечери. Тридцатилетняя война. При возникновении протестантизма действовал принцип Духа. «Евангельская гармония» и «Гелиант» Отфрида. Христианство до Христа. Материализм в церковных воззрениях.

Восьмая лекция. 12 апреля 1924 г.

О празднике Пасхи

О чтении с помощью кожи. Праздник Пасхи как подвижный праздник. Метаморфоза растений: тройное растяжение и сжатие. Растяжения являются солнечным воздействием, а сжатия — лунным воздействием. Возникновение праздника Пасхи из древнего праздника Адониса, праздновавшегося осенью. Стремление изгнать из мира древние истины. Император Константин. Юлиан Отступник. Одухотворенное понимание праздника Пасхи. Как Рим распространил свое господство над душами. День поминовения усопших (у католиков 2 ноября; у православных есть ежегодные общие поминальные дни: суббота мясопустная, суббота Троицкая, субботы «родительские» в Великий Пост, Радуница — вторник Фоминой недели, Дмитровская суббота перед 26 октября — прим. перев.) как день умерших и Праздник Пасхи как день Воскресения соотносятся друг с другом. Праздник Пасхи как праздник воспоминания о Воскресении и бессмертии человеческой души. Земля является живым существом. Праздник Пасхи как победа жизни над смертью.

Девятая лекция. 26 апреля 1924 г.

Об образовании шрамов. О мумиях

Заживление ран и образование шрамов. От силы или слабости эфирного тела зависит то, возникнет ли шрам и сохранится ли он. Кто всегда работает вне помещения на свежем воздухе, имеет сильное эфирное тело. Отравление крови из-за слабости эфирного тела. Запах чернильных орешков. Печатание на пишущей машинке. Об отравленном воздухе в гробницах с мумиями. О времени между двумя инкарнациями. Силы уничтожения, ликвидирующие те отношения, при которых мы жили раньше. Почему египтяне бальзамировали трупы. В мумии живет чудовищно много сил уничтожения. Магическая сила речи. О специях, применяемых при бальзамировании и изготовлении мумий. Атмосфера священных воскурений. Всхожесть семян злаков из египетских царских гробниц. Враждебное для жизни воздействие мумий. Почему исключительно трудно проникнуть в гробницы фараонов. Власть древних фараонов.

Десятая лекция. 5 мая 1924 г.

К основанию духовно научной астрономии

История Руссо с лягушкой. Переживание Ван Гельмонта с аконитом. Влияние Луны на рост корней у растений. Действие красной свеклы на кишечных паразитов. Корневая диета. Влияние лунных сил на размножение и вегетацию. Зависимость внутренних животных сил от Солнца. Мышление и вся внутренняя жизнь зависят от Сатурна. Луна имеет отношение к растительному началу в человеке. Солнце имеет отношение к животному началу в человеке, а Сатурн имеет отношение к человеческому началу в человеке. Знание о воздействиях звезд в Вавилонии и Ассирии. Все минералы были когда-то растениями. Металлы и планеты. Искоренение древней науки между V и XI—XII столетиями. Коммод как «посвященный». О Константинопольском пергаментном свитке и о том, что отсюда последовало. Коперник как основатель новейшей астрономии. Три положения теории Коперника. Шведберг и алхимия. Как можно понять Парацельса? Ничтожество современной науки. Наука о звездах должна быть связана с наукой о человеке.

Одиннадцатая лекция. 8 мая 1924 г.

О сущности иудаизма

Помрачение Солнца при смерти Христа. Как исцелял Христос. Солнечные пятна. Взаимное участие небесных и природных явлений в жизни Христа. О монотеизме евреев. Евреи как музыканты. Язычество в христианстве. Участие евреев в возникновении средневековой медицины. О сионистском движении и о выполненной миссии еврейского народа. Изгнание евреев. В израильском народе в семидесяти душах правили различные народные духи. Еврей развивает все, исходя из понятия.

Двенадцатая лекция. 10 мая 1924 г.

О древе Сефирот

Что, в сущности, подразумевали древние евреи под древом Сефирот. Силы мира со всех сторон воздействуют на человека. Десять сил — Сефирот — действуют на человека извне. Три силы формируют человеческую голову; Кетер (венец), Хокма (мудрость), Бина (интеллект), три другие силы в большей степени действуют на среднего человека: Хесед (свобода), Гебура (сила) и Тиферет (красота); три последующие силы действуют на нижнего человека: Нецах (преодоление), Ход (сочувствие), Йесод (основа, на которой стоит человек), и как десятая сила на него воздействует внешний мир Малкут (поле). С помощью десяти Сефирот евреи постигали духовный мир; Сефиры являлись духовным алфавитом. Раймунд Луллий и сверхчувственное познание. Заседания спиритов. Об алфавите.

Тринадцатая лекция. 14 мая 1924 г.

О Канте, Шопенгауэре и Эдуарде фон Гартмане

Раннее изучение Канта. Как Кант рассматривал мир. Кантова «Критика чистого разума». Кантова «вещь в себе». Исходя из мышления, Кант утверждает: «О вещи в себе никто не знает, но весь мир создан из впечатлений, которые мы воспринимаем от вещей». Шопенгауэр как последователь Канта. Выводы из учения Канта. Кантова трансцендентальная дедукция пространства и времени; его доказательство того, что человек обладает трансцендентальной апперцепцией. Курьезное выражение Канта; «Я должен отодвинуть знание, чтобы предоставить место вере». Кантова «Критика практического разума» и его учение о вере в Бога, свободе и бессмертии. Кант как болезненное явление в науке.

Четырнадцатая лекция. 17 мая 1924 г.

О кометах и Солнечной системе, о Зодиаке и о прочих неподвижных звездах на небе

Подвижные и неподвижные небесные тела. «Падающие звезды» — метеориты и кометы. Система мира по Птолемею и по Копернику. Мировую систему нельзя рассматривать как нечто абсолютное. Кометы создают нерегулярность, неупорядоченность в движении и поле всей планетной системы. Возникновение и исчезновение комет. Вся планетная система вместе с Солнцем с огромной скоростью мчится в направлении созвездия Геркулеса (апекс-движение). Благодаря кометам использованные, отработанные субстанции планетной системы снова заменяются. Земля вытягивает вещества из Космоса. Распадение комет. Хорошие и плохие годы для виноделия. Путь Солнца и Луны проходит через двенадцать созвездий. Влияние зодиакальных созвездий на человека; перекрытие созвездий Луной. Солнце: полое пространство. Солнце является легчайшим телом в мировом пространстве, Луна является наиболее материальным телом. Солнечное и лунное влияние на человека.

Пятнадцатая лекция. 20 мая 1924 г.

Моисей. Декадентская атлантическая культура в Тибете. Далай-лама. Как Европа может распространить в Азии свою духовную культуру? Англичане и немцы как колонизаторы

Моисей и умиротворение моря. В тибетской культуре живет древняя атлантическая культура в упадочной форме. О древнейших формах строительного искусства. Принцип владычества и теократия в Тибете. Далай-лама. О китайской культуре. Европейцы до сих пор ничего не сделали толком для того, чтобы распространить в Азии истинную духовную жизнь. Александр Великий как миссионер греческой культуры в Азии. Англичане и немцы как колонизаторы. Основное условие распространения духовной культуры: уважение к культуре других. Ницше и Геккель. Как распространялся буддизм. Чувство действительности и настоящей духовной культуры. Азиаты стремятся к образам. «Закат Европы» Шпенглера. Европейцы должны создавать духовную культуру только самостоятельно.

Шестнадцатая лекция. 4 июня 1924 г.

Природа Солнца. Происхождение масонства. О знаках, прикосновениях и слове. Ку-клукс-клан

Как возникают солнечные лучи. В настоящее время масонство является лишь тенью того, чем оно было когда-то. В древних мистериях дело обстояло таким образом, что образовательная школа, школа искусств и религия представляли собой единство. Прикосновения, знаки и слово. Санскрит. О первоначальной речи. В речи есть нечто, благодаря чему можно познать человека в целом. Что переняли масоны в культе? Католическая Церковь и масонство — большие противники. Цель масонства. Экстремистский националистический тайный союз Ку-клукс-клан.

Семнадцатая лекция. 25 июня 1924 г.

Человек и иерархии. Утрата древнего знания. О «Философии свободы»

Человек носит в себе все царства природы. Он восходит к стоящим над ним духовным царствам, мышлением к третьей иерархии, чувством — ко второй, и волей — к первой. Древнее знание погибло оттого, что развитие человечества ведет к свободе. Благодаря материализму человечество приобрело свободу. Вопросы ко второй главе «Философии свободы». Главная ошибка Канта.

Примечания.

РИСУНКИ НА ДОСКЕ,
сделанные во время лекций

01.03.1924 01.03.1924 05.03.1924
08.03.1924 08.03.1924 12.03.1924
15.03.1924 15.03.1924 19.03.1924
26.03.1924 12.04.1924 26.04.1924
05.05.1924 08.05.1924 10.05.1924
14.05.1924 17.05.1924 17.05.1924
20.05.1924 04.06.1924 04.06.1924
25.06.1924


Темы: антропософия


Другие работы автора:

«Драмы-мистерии»
«Духовно-научные аспекты терапии»
«Здоровье и болезни»
«Зодиак, планеты, космос. Духовные иерархии и их отражение в физическом мире»
«Из неизданного»
«Индивидуальные духовные существа и их действие в душе человека» (скоро)
«Историческая необходимость и свобода. Воздействия судьбы из мира умерших»
«Карма неправдивости. Оккультные средства массового воздействия и скрытые причины Первой мировой войны»
«Космогония» (скоро)
«Материалы эзотерической школы»
«Между смертью и новым рождением» (скоро)
«Низвержение духов Тьмы. Духовные подосновы внешнего мира»
«Оккультная физиология»
«Оккультные движения XIX и XX столетий»
«Оккультные движения XIX столетия»
«Оккультные знаки и символы в их взаимодействии с астральным и духовным мирами»
«Очерк теории познания гётевского мировоззрения» (скоро)
«Познание существа человека. О ранних состояниях Земли»
«Практическая эзотерика. Основные условия самостоятельного достижения познания высших миров»
«Принципы вальдорфской педегогики»
«Розенкрейцерство и принцип посвящения»
«Современная духовная жизнь и воспитание» (скоро)
«Сознание посвященных. Истинные и ложные пути духовного исследования»
«Сопереживание годового кругооборота в четырех космических имагинациях»
«Сотворение мира и человека»
«Тайны библейской истории сотворения мира. Шестоднев Книги Бытия»
«У врат теософии»
«Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459»
«Химическая свадьба Христиана Розенкрейца в году 1459 (издание второе)»
«Человек - иероглиф вселенной»
«Человек и мир. Действие духа в природе. О пчелах»
«Человек как единое звучание творящий Мировых Слов»
«Эгоизм в Философии»


Другие книги этой серии:

«Здоровье и болезни»
«Познание существа человека. О ранних состояниях Земли»
«Сотворение мира и человека»
«Человек и мир. Действие духа в природе. О пчелах»


Сегодня 12.11.2024


блог

Блог Издательства Энигма

Контакты

Издательство Энигма. Контакты

Вышла в свет
«Макгрегор Мазерс»

И. Кохун

Макгрегор Мазерс. Меч мудрости

В продаже
«Некрономикон»

Х.Ф. Лавкрафт

Некрономикон

В продаже
«Криптософия»

Х.Ф. Лавкрафт

Некрономикон

В продаже
«Голем»

Густава Майринка

Голем Густава Майринка

В продаже
«Дракула»

Брэма Стокера. Роман + исторические свидетельства.

Дракула Брэма Стокера

В продаже
Каббалистическое Таро Г.О.М.

большого формата

Каббалистическое Таро Г.О.М.