АЛХИМИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ

Книжное обозрение №40, 27 сентября 2004.
Алый Лев – важнейший алхимический символ. В серии с таким названием впервые выходят на русском языке важнейшие работы Адептов Великого Делания... Чем они могут быть интересны современному читателю? В первую очередь – удивительными тайнами.

В соответствии с многовековой алхимической традицией, «Фулканелли» – это псевдоним. А о том, кто скрывается под ним, известно очень мало. Известно только, что этот человек обладал репутацией подлинного Адепта, жил в начале ХХ века и пропал во время Второй мировой войны. Именно пропал, потому что о Фулканелли принято говорить: «он не умер». По некоторым сведениям, его встречали в Испании. Повод скрываться у него был – он предсказал появление атомной бомбы, и после войны его искали спецслужбы.

Оставаясь сам под покровом тайны, Фулканелли открывает своим читателям многие тайны Средневековья. В книге две части. Первая – по сути разросшееся введение. В ней Фулканелли излагает особенности своего взгляда на Средние века – он не считает эту эпоху черными временами европейской истории, когда народ был забит и нищ, а искусства и науки пребывали в загоне. Он пишет о том, что любой письменный источник можно подделать, а вот архитектурное сооружение – никогда. Он рассматривает фигуры на барельефах готических храмов и видит умиротворенные лица сытых и довольных людей. Он говорит о специфике средневекового мироощущения и о месте в нем алхимии – синтеза науки, религии и искусства.

Далее он обращает внимание на разницу между алхимией и двумя другими средневековыми науками – архимией и спагирией. Архимики и спагирики, предшественники современных химиков, были практиками, кроме всего прочего, они занимались добыванием золота из менее благородных металлов, в то время как алхимиков интересовали более глобальные, философские вопросы, они стремились к проникновению в духовную сущность веществ и процессов.

Вторая часть книги – основная. В ней Фулканелли выступает гидом по сакральным местам Франции, которую, без сомнения, любит и знает. Его ученик Эжен Канселье в предисловии пишет: «Под философской обителью Фулканелли понимает всякое символическое вместилище герметической Истины, независимо от его природы и размеров. Например, крохотную изящную вещицу в витрине, живописную деталь на листе или картине, архитектурный памятник или какую-либо его часть, развалины, жилище, замок или церковь, взятые во всей их целостности». Фулканелли рассказывает о том, что во времена Средневековья были в моде всевозможные игры словами и смыслами, ребусы и шифровки, построенные на словесной каббале, о том, что они активно использовались в архитектуре, геральдике да и просто в быту. Так, к примеру, запросто вывеска над кабаком могла быть оформлена в виде ребуса. Особенно активно «словесную каббалу» использовали алхимики – они зашифровывали свои постулаты в стихах и гравюрах, барельефах и скульптурных группах. Расшифровать эти загадки и помогает современному читателю Фулканелли.

Экскурсия, которую проводит Адепт Великого Делания, увлекательна и познавательна одновременно. Мало того – как все, что связано с алхимией, она наполнена философским смыслом. И, как это принято у алхимиков, каждый читатель находит в ней свой уровень понимания – кто-то предметный, кто-то поэтический, кто-то – сакральный.

Андрей Щербак-Жуков