Откорректировать баланс Логоса и Злогоса

Новые расследования старца Аверьяна Лев Данилкин «Афиша»

Новые — потому что старец Аверьян уже появлялся в романе в новеллах «Будущий год»; в принципе, «Таков ад» — коллекцию озадачивающих квазидетективных рассказов — можно читать и отдельно, но, вообще-то, это часть единого боль­шого текста В.Б.Микушевича (нашего великого современника, если кто не знает; философа, писателя и переводчика; сейчас ему 75 лет) — в который входит еще и роман «Воскресение в Третьем Риме» (2005). Все рассказы так или иначе привязаны к месту действия — Мочаловке, удивительному подмосковному поселку, где среди прочего хранится Грааль, где в школе учителем работает граф Сен-Жермен, где есть свой Ланселот Озерный, где церковные сторожа женаты на ­саламандрах… не изолированное, в общем, от мифов мировой культуры место. Детективный «случай» возникает в тот момент, когда к какому-то мочаловскому феномену начинает присматриваться отец Аверьян — бывший следователь, теперь помогающий своему другу, сыщику Анатолию Зайцеву. Кто-то убит, нечто украдено или сожжено; возникшая в результате преступления метафизическая дыра обычно указывает на присутствие неких не вполне очевидных сил — и Аверьян, обладающий способностями медиума, легко вступает с ними в контакт. Похищает, к примеру, некто у мочаловских богачей драгоценные камни — а после встречи Аверьяна с королем гномов статус-кво восстанавливается. Гюнтер Гиперболои­дович Гарин пытается взорвать Москву, однако голубая сойка — примеченная Аверьяном — спасает город. А что вы хотите — это Россия, территория, на которой любое нарушение баланса добра и зла неизбежно приводит к потустороннему вмешательству — к чуду — и где обычное знание (представленное Анатолием Зайцевым) буксует.

Аверьян — посредник между «здесь» и «там», между повседневностью и чудом. Его задача — не столько даже дать «объяснение» произошедшему и арестовать преступника, сколько восстановить нарушенный баланс, подтолкнуть вещи к тому, чтобы они заняли естественное положение. Это восстановление не «закон­ности», как в «нормальном» детективе, — а скорее естественного положения дел. Штука не в том, чтобы отобрать у олигарха деньги, украденные на аферах с залоговыми аукционами; штука в том, чтобы откорректировать баланс Логоса и Злогоса. Соответственно, «Таков ад» — это рассказы о чудесах, опровергающих обывательские представления о том, как устроены мир, жизнь и смерть. Пронизанные верой не то что даже в возможность, а в неотвратимость — чуда. Чудо, которое в России — и вместо физического, и вместо морального закона.

В пересказе, отягощенном попыткой толкования, все это кажется чудовищным бредом, однако в оригинале все гораздо «легче», «воздушнее». Рассказы Микушевича — странные, карнавальные литературные апокрифы — прежде всего «веселые». Мочаловка — вымышленный локус, начальная — на колу мочало — точка России; точка соприкосновения — часто комичного — вещества и антивещества, повседневности и чуда. Чудеса здесь происходят не с колокольной торжественностью, а весело, естественно, смешно. Ну конечно, смешно, когда гномы; смешно, когда Гюнтер Гиперболоидович Гарин; смешно, когда залоговые аукционы — проявление Злогоса. Так смешно, что когда здесь возникает цитата из Гоголя: «Очнитесь! Монастырь ваш — Россия!» — даже не вздрагиваешь.

http://www.afisha.ru/book/1927/